Анализ методической работы за 2018-2019 учебный год
Тема научно-методической работы Кадетского корпуса на 2019-2020 гг.: «Использование передового педагогического инструментария для формирования цифровой культуры педагога».
Цель научно-методической работы: создать необходимые условия в педагогическом коллективе для усвоения «знаний-копий» в области информационных технологий и развитие исполнительских возможностей педагога в цифровой информационной среде.
-
успешной реализации ФГОС в 5-9-х классах;
-
обеспечение стабильных показателей реализации основных образовательных программ Кадетского морского корпуса.
Задачи научно-методической работы. Система мер по обеспечению решения задач:
Задача 1. Реализация программы «Цифровая школа»
-
разработка, апробация принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК), частично или полностью замещающих традиционные учебники;
-
создание и использование системы объективной оценки и обратной связи по всем предметам школьного цикла: как для текущей оценки, так и для итоговой аттестации, как обязательной, таки добровольной;
-
использование облачных образовательных ресурсов для школьников, родителей, педагогов (базы данных, видеоматериалы, обучающие игры, онлайн-тесты, сценарии уроков);
-
использование цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения обучающихся в учебный процесс, организацию соревнований на персональной и командной основе.
-
освоения учителями новых методов преподавания, соответствующих требованиям проекта «Цифровая школа»;
-
введение современных технологических решений для радикального упрощения отчетности и сокращения рутинных видов работы для педагогов и руководителей;
-
создание и использование открытых онлайн-курсов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Форма, сроки отчетности |
1. |
Создание группы по разработке и реализации проекта. |
До 28.08. 2019 г. |
Руководители МО, Жиров А.А., зам. по МиИР |
Положение о рабочей группе к 01.09.2019 |
2. |
Изучение результатов мониторинговых исследований и опыта работы ОО по использованию цифровой среды
|
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР, Шелухина С.Ф., зам. по УР, Руководители МО |
Экспертное заключение к концу I триместра |
3. |
Подготовка теоретического и практического материала (разработка концепции «Цифровой школы»)
|
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР,
|
Аналитическая справка |
4. |
Разработка концепции управления «Цифровой школой» |
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР,
|
Концепция «Цифровой школы» к концу учебного года |
5. |
Определение критериев и показателей доступного качественного образования |
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР, |
Аналитическая справка |
6. |
Анализ доступности и качества образования на основе разработанных критериев и показателей с использованием имеющихся данных внутреннего и внешнего мониторинга состояния условий, процесса и результатов образования в лицее. |
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР, |
Аналитическая справка |
7. |
Определение набора процедур, требующих разработки для обеспечения свойства системности мониторинга качества образования с использованием цифровой образовательной среды |
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР, |
Аналитическая справка |
8. |
Выделение проблем развития педагогической системы школы на ближайшую перспективу, препятствующих достижению желаемого качества образования |
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР, |
Аналитическая справка |
9. |
Разработка, обсуждение и утверждение проектов решений проблем повышения качества и доступности образования с использованием цифровой образовательной среды |
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР, |
Аналитическая справка |
10. |
Разработка функциональной и технологической модели образовательной среды, способствующей повышению доступности и качественного образования с использованием цифровой образовательной среды |
По плану программы |
Жиров А.А., зам. по МиИР, |
Модель «Цифровой школы» ГБОУ КО КШИ «АКМК» |
Задача 2. Организация образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода:
-
совершенствование методики проведения учебных занятий в соответствие с современными требованиями (технологизация, ориентация на запланированные результаты) в части формирования предметных и метапредметных умений и навыков;
-
изучение программного материала через систему учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников;
-
преобразование предметного содержания образования в блоки задач, проектов, темы для учебных исследований, индивидуальных проектов:
-
преподавание системы основополагающих элементов научного знания через организацию исследовательской деятельности;
-
использование метода групповых и индивидуальных учебных проектов;
-
организация исследовательской деятельности в ученической лаборатории;
-
использование технологий проектной, исследовательской учебной деятельности, информационных и коммуникационных технологий, формирование УУД.
-
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственный |
Форма, сроки отчетности |
1. |
На уровне методических объединений разработка и внедрение инструментария по оцениванию метапредметных компетентностей обучающихся применительно к каждому предмету. Проведение входного, промежуточного и итогового мониторинга по методике ВПР. Использование методологии ВПР для разработки такого инструментария. Подготовка обучающихся к участию в ВПР |
Руководители МО |
Сентябрь 2019 г. – май 2020 г. |
2. |
Проведение открытых уроков с использованием инновационных образовательных технологий по графику методических недель |
Руководители МО |
Аналитические отчеты о проведении методических недель |
3. |
Мониторинг внеаудиторной и внеучебной занятости обучающихся 5-11-х классов. Предоставление информации об охвате обучающихся, формах работы (персонифицированная форма учета результативности участия в олимпиадах, конкурсах) |
Руководители МО |
Аналитическая справка |
Задача 3. Оптимизация системы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС:
-
разработка каждым учителем контрольно-измерительных материалов по каждой теме в соответствии с тематическим планированием по своему предмету;
-
введение в практику оценочной деятельности учителя оценку метапредметных достижений обучающихся в соответствии с Положением;
-
регулярное проведение внутреннего аудита и самоаудита на уровне педагога, МО (по итогам входного, промежуточного, итогового мониторинга, итогам триместра);
-
оценка профессиональной компетентности педагога в рамках системно-деятельностной педагогики на основе внешнего и внутреннего аудита, оптимизация управления образовательным процессом на уровне каждого учителя;
-
применение руководителями МО методов оценки результатов учебного процесса (по каждому педагогу, по классам, параллелям), выявление положительных и негативных тенденций, разработка предложений по их устранению.
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственный |
Форма, сроки отчетности |
1. |
Выполнение нормативно-правовых актов по использованию электронного журнала |
Шелухина С.Ф., зам. по УР |
Аналитическая справка, 1 раз в триместр |
2. |
Регулярное качественное заполнение электронного портфолио классов |
Классные руководители |
Аналитическая справка, 1 раз в полугодие |
3. |
Введение в практику работы объединений запись видеоуроков, видеоотчетов о проектной деятельности |
Руководители МО |
Аналитическая справка |
4. |
В рамках выполнения Дорожной карты внедрения Профессионального стандарта педагога, внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками, формирование отчетов учителей по динамике учебного процесса (% качества, ср. баллу) по каждому классу, персонально по учащимся, нуждающимся в особой педагогической поддержке (потенциальные медалисты, одаренные дети, дети группы риска) с целью своевременной коррекции |
Руководители МО |
Диагностические карты учителей, 1 раз в триместр |
Задача 4. Развитие существующей в Кадетском морском корпусе системы поддержки мотивированных кадет, обеспечение условий для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных обучающихся
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный |
Форма, сроки отчетности |
1. |
Реализация программы «Методическая инициатива»:
|
В течение года по отдельному плану |
Руководители МО |
Ежемесячная отчетность о занятости обучающихся в подготовке к олимпиадам по каждому МО
Анализирующая справка по МО, 1 раз в полугодие
Форма персонифицированного учета охвата и результативности участия в олимпиадах и конкурсах всех уровней |
2. |
Реализация программы внеурочной деятельности как составной части ООП Кадетского морского корпуса через интеграцию с Программой воспитания и социализации ООП кадетского корпуса:
|
В течение года |
Жиров А.А., зам. по МиИР, Семьянских Д.В., зам. по ВР, Шелухина С.Ф., зам. по УР |
Анализирующая справка зам. директора, 1 раз в полугодие |
3. |
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках программы внеурочной деятельности 5-8 классов |
В течение года |
Жиров А.А., зам. по МиИР |
Программа. Итоговый отчет |
4. |
Проведение школьной научно-практической конференции для 5-11-х классов |
Ноябрь – декабрь 2019 г. |
Жиров А.А., зам. по МиИР |
Итоговый отчет |
5. |
Проведение конкурса по иностранным языкам «Spelling bee» конкурс (как правило детский) произношения слов по буквам |
Январь 2020 г. |
Жиров А.А., зам. по МиИР |
Итоговый отчет |
6. |
Проведение Дней науки в кадетском корпусе (защита ученических проектов и исследовательских работ) по плану внеурочной деятельности 5-8 классов |
Апрель 2020 г. |
Жиров А.А., зам. по МиИР |
Итоговый отчет |
Задача 5. Системное и целенаправленное повышение квалификации педагогических и руководящих работников в рамках выполнения Дорожной карты внедрения Профессионального стандарта педагога, внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный |
Форма, сроки отчетности |
1. |
Проведение анкетирования педагогов Кадетского морского корпуса по актуальным вопросам педагогического профессионализма, востребованности программ повышения квалификации |
Сентябрь 2019 г. |
Администрация, Педагогический совет |
План повышения квалификации, плановой аттестации педагогов |
2. |
Проведение собеседований с педагогами на каждом МО в связи с новыми требованиями к компетентностям учителя Кадетского морского корпуса, требованиями Профессионального стандарта педагога |
Сентябрь 2019 г. |
Администрация |
Создание обновленной нормативно-правовой базы |
3. |
Информирование педагогов о возможности участия в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях: составление на МО планов участия педагогов в профессиональных конкурсах: «Учитель года 2019», «Конкурс ПНПО на выявление лучших учителей», «Конкурс ПНПО на выявление лучших педагогов дополнительного образования» |
Постоянно |
Руководители МО Жиров А.А., зам. по МиИР Семьянских Д.В., зам. по ВР |
Информация на сайте кадетского корпуса |
4. |
Предоставление педагогам возможности создания собственных Интернет-портфолио на базе сайта Кадетского морского корпуса |
Постоянно |
Жиров А.А., зам. по МиИР, администратор сайта |
Информация на сайте кадетского корпуса |
Реализация мероприятий по развитию физико-математического образования, адресной поддержки мотивированных детей
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный |
Форма, сроки отчетности |
1. |
Реализация индивидуальных образовательных программ обучающихся, включение обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую, конструкторскую деятельность на основе нового и имеющегося лабораторного оборудования |
В течение года, по планам МО |
МО физ-мат. направления. Учителя математики и физики |
Отчет о работе МО по направлению, 1 раз в полугодие |
2. |
Составление и реализация плана сотрудничества учителей физики и математики с факультетами КГТУ |
В течение года, по планам МО |
Руководитель МО. Учителя математики и физики |
Отчет о работе МО по направлению, 1 раз в полугодие |
3. |
Повышение квалификации учителей физики, математики, информатики по программам ФГОС ООО на базе КОИРО |
В течение года по запросу |
Учителя математики, физики, информатики |
План ПК МО |
4. |
Выполнение плана мероприятий внеурочной деятельности обучающихся по физико-математическому направлению |
В течение года по плану |
Учителя математики, физики, информатики |
Анализ деятельности, 1 раз в полугодие |
В кадетском корпусе используются следующие формы методической работы:
Система методической работы обеспечивает целевую ориентацию на инновационную деятельность, приоритет развития творческого потенциала, междисциплинарный подход в содержании и процессе обучения. Системообразующим фактором модернизации системы методической работы с педагогическим коллективом должны стать целевые Программы и комплексно-целевые проекты. Комплексно-целевые проекты стимулируют педагогов к получению новых знаний, поиску и апробации новых эффективных технологий обучения, способствуют обогащению их педагогической деятельности за счет межпредметного взаимодействия. Комплексно-целевые проекты будут реализовываться не только педагогами, но и обучающимися, что создаст дополнительные возможности для формирования у обучающихся способности к инновационной деятельности. Работа в проекте позволяет реализовать такие методы как контекстное обучение, обучение на основе опыта, обучение в команде. Происходит развитие социальной, коммуникативной, продуктивной компетентностей, приобретается опыт решения реальных задач с распределением функций и ответственности между членами коллектива.
Конкурсы, олимпиады являются одной из эффективных форм подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а результат участия в них - объективным интегральным показателем готовности педагогов и обучающихся к инновационной деятельности. Повышению мотивации к участию в комплексно-целевых проектах будет способствовать участие в конкурсах, конференциях и других мероприятиях как в корпуса, так и вне его.
Программы: